История завода

«21 марта 1754 года Берг-коллегия по представлению канцелярии Главного заводов правления внесла определение о разрешении строить чугунолитейный и железоделательный завод на реке Пожве».

«22 мая 1756 года последовал указ Главного заводов правления, разрешающий строительство трех медеплавильных печей при Пожвинском заводе.

Через два года, 2.07.1758 года, медеплавильные печи дали первый металл.»

Основан Пожвинский чугунолитейный и железоделательный завод крестником

Петра 1 - Н.Г.Строгановым в 1754 году. В 1773 году предприятие было передано сенатору Всеволоду Андреевичу Всеволожскому. Основное развитие завод получил во времена владения им династии Всеволожских 1773 – 1836 годы. Новый владелец для увеличения доходов провел реконструкцию и перестройку завода, который в начале XX века стал именоваться машиностроительным. Уже тогда объект завоевал широкую известность.

В первой четверти XIX века местные мастера освоили изготовление паровых двигателей и успешно применили его для механизации водного и сухопутного транспорта. Сооружение паровых судов пожевляне начали одновременно с Петербургским заводом Берда в 1815 году. Пожвинцы внесли многие механические новшества и усовершенствования, чем утвердили самобытность и качество отечественного пароходостроения.

В 1876 году два парохода в 36 и 6 номинальных сил совершили плавание от Пожвы до Рыбинска. Лишь неприспособленность гидросооружений не позволила им завершить навигацию в Петербурге. Осенью 1816 года, намного раньше, чем в столице, в мастерских завода вспыхнули газовые фонари. В отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) экспонируется медная модель первого русского паровоза, изготовленного в 1828 году Пожвинскими мастерами.

В 1809 году под руководством мастера Штеде были изготовлены первые образцы дроворезных пил.

Завод был участником первых Всероссийских промышленных выставок. Так в 1829 году им выставлялось тончайшее, как папиросная бумага, листовое железо - высочайшее достижение того времени. В 1833 году изготовлены уникальные башенные часы и первая машина высокого давления. В 1839 году отправился в путь первый российский паровоз широкой колеи с гордым названием «Пермяк».

Газета «Прикамье», ноябрь 2003г.